Верхнесеребрянское сельское поселение

Официальный сайт органов местного самоуправления сельского поселения

муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области

 15 Май 2019 09:49

Информация для проведения разъяснительной работы с населением по вопросам перехода на новую систему обращения с отходами

Термин «твердые коммунальные отходы» введен еще 1 января 2015 года и пришел на смену твердым бытовым отходам.

Твёрдые коммунальные отходы – это отходы, появляющиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. К ним также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, подобные по составу отходам, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

С 1 января 2019 года услуга по вывозу ТКО перейдет из статуса «жилищной» в статус «коммунальной» (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ), вступит в действие институт регионального оператора (далее – регоператор) по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Чем занимается региональный оператор

Региональный оператор по обращению с ТКО - организация, которая обязана заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником отходов, которые проживают в зоне ее деятельности. Регоператор занимается сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением ТКО. Делать это он может не только самостоятельно, но и с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Регоператор отвечает за весь цикл обращения с ТКО: сбор – транспортировку – обработку – захоронение. Его услуги оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов.

По договору на оказание услуг регоператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые в нем определены, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за обращение с ТКО появляется у регоператора с момента их погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления.

Обязанность по созданию контейнерных площадок возложена на органы местного самоуправления Постановлением Правительства Российской Федерации от
31 августа 2018 года № 1039. Также администрации ведут реестр мест (площадок) накопления ТКО и размещают информацию о внесении или изменении данных в этом реестре в сети «Интернет».

Контейнерную площадку содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156. Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.

Региональный оператор также участвует в ликвидации несанкционированных свалок.

 

Где и как заключить договор

С 1 января 2019 года все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по закону заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами с региональным оператором и оплачивать данную услугу.

Все ранее заключенные договора на размещение и транспортирование отходов будут считаться недействительными. Права на освобождение от заключения договора по обращению с ТКО с региональным оператором не имеет ни одно юридическое лицо за исключением случаев, предусмотренных законом.

Граждане могут заключить договор путем конклюдентных действий. Это значит, что потребитель должен платить за обращение с ТКО региональному оператору по его квитанциям, вступив в договорные отношения, что называется, по факту.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ №1156 от 11.12.2016. В нем предусмотрено определение объема, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных, способ складирования, периодичность вывоза.

Оплата за вывоз ТКО начисляется в зависимости от числа человек, проживающих (прописанных) в квартире или индивидуальном жилом доме, согласно тарифу и нормативу накопления. Нормативы накопления утверждены распоряжением Департамента ЖКХ Белгородской области от 19.12.2018 года №188. Согласно нормативам, норма накопления ТКО на 1 человека составляет 2,2 м3/год в многоквартирном доме и 2,4 м3/год – в индивидуальном жилье.

 

Требования к складированию ТКО для потребителей

Потребители обязаны собирать ТКО в местах, определённых схемой обращения с отходами. В договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённом с региональным оператором, должен быть указан способ складирования ТКО.

В соответствии с ним потребители собирают отходы одним из следующих способов:

- контейнеры мусороприёмных камер, если это предусмотрено внутридомовой инженерной системой;

- ёмкости на контейнерных площадках;

- пакеты, мешки или другие специально предназначенные емкости, отвечающие требованиям, установленным региональным оператором.

Крупногабаритный отход – мебель, техника и др. – собирается в бункерах или на специальных площадках, предназначенных для этих целей.

В контейнерах нельзя собирать горячие отходы, снег и лёд, ртутьсодержащие лампы, батареи и аккумуляторы, отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить мусороприёмную технику. Потребителям запрещено устраивать незаконные свалки и собирать ТКО вне контейнеров.

Важно помнить об ответственности: если региональный оператор обнаружит несанкционированное место сбора отходов, объёмом 1 кубический метр, он вправе уведомить ᴏ нарушении орган государственного экологического контроля. За 30 дней собственник земельного участка должен ликвидировать свалку. Если он не предпримет никаких действий, свалку 6 убирает региональный оператор, после чего обращается в суд за возмещением убытков. Таким образом, переход на новую систему обращения с ТКО приведет к тому, что жителям не надо будет думать о том, куда деть свои отходы, где найти машину, чтобы его вывезти. Он сможет просто вынести его в специально отведенное для этого место.

 

 

Вопросы-ответы о деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

 

 

Кто должен заключать договор с региональным оператором по обращению с ТКО?

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.*

Собственники ТКО – это:

- собственники помещений в многоквартирных домах;

- собственники частных домовладений (индивидуального жилья) 7

 - юридические лица и индивидуальные предприниматели (в том числе хозяйствующие субъекты и хозяйственные товарищества, например; садовые товарищества, гаражные кооперативы), в результате деятельности которых образуются ТКО.**

Нормативные ссылки: * ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ** ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.).

 

На основании чего устанавливается стоимость услуг регионального оператора ТКО?

Предельные тарифы на осуществление деятельности в области обращения с ТКО для регионального оператора устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти - Департамент ЖКХ Белгородской области.

Нормативные ссылки: * ст.24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Как будет начисляться оплата за ТКО?

Оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих (прописанных) в квартире (индивидуальном жилом доме).

Нормативные ссылки: *Федеральный закон от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004

 

На каком основании плата региональному оператору ТКО вынесена в отдельную строку и взимается как за коммунальные услуги?

Графа коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, тепло, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.*

Нормативные ссылки: *Пункты 4,5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 8

 

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором ТКО?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Нормативные ссылки: *Пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004

 

Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора?

Собственник ТКО обязан:

 - заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО;*

- оплачивать услуги регионального оператора по цене, установленной по единому тарифу на услугу регионального оператора.**

Нормативные ссылки:

* ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.).

** п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

 

Если у физических лиц, либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с регоператором?

С 1 января 2019 года обращение с ТКО осуществляется только региональным оператором.* Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с регоператором.**, но не позднее 1 января 2019 года. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, который осуществляет деятельность в зоне их проживания.***

Нормативные ссылки:

*ст. 24.6 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ** п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ ***ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 9

 

Кто должен содержать контейнерные площадки?

Контейнерные площадки, специальные площадки для крупногабаритных отходов и территорию, прилегающую к месту погрузки ТКО, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества, содержат собственники помещений в многоквартирных домах (МКД)*. Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки ТКО в мусоровоз.

Нормативная ссылка: * п. 13 Правил обращения с ТКО, которые утвердило Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156

 

Нужно ли платить за вывоз ТКО?

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354). Не проживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за ТКО в связи с временным отсутствием.

 

Можно ли не платить за вывоз ТКО, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

Для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. К тому же для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут собственника дома или земельного участка привлечь к ответственности. Пожалуй, проще все-таки заключить договор с региональным оператором.


Дата последнего изменения: 15 Май 2019 09:50